Как выбрать фрилансера (в "сфере айти")

ДИСКЛЕЙМЕР: сегодня не будет рассказано о Безопасной сделке и Рабочей области. Данная статья является мнением частного лица, предложенные рекомендации могут не подходить для отдельных случаев. Сожалею, если Вы потратили время на этот текст и не узнали ничего нового.

Публикуя проект с серьёзным бюджетом, нередко заказчик сталкивается с десятками заявок от вдохновлённых соискателей, подчас не имеющих представления о задаче и её решении. Осознание факта, что заявок, заслуживающих внимания, может оказаться меньше трети, способно отвратить от рынка фриланса. Однако опытный заказчик в два счёта различит ботов, годных фрилансеров и «попок» из офиса веб-студии (простите, девчонки). Вот краткая инструкция по фильтрации заявок — и добро пожаловать в опытные заказчики!

  • Реальный подрядчик, прочитавший текст Вашего проекта, не проигнорирует возможность обозначить это в заявке. Однако к признакам такого обозначения не относятся ни упоминание Вашего имени, ни повторение заголовка проекта, ни слова «я прочёл текст задачи». Предпочтите подрядчика, начинающего обсуждение проекта на этапе составления заявки.
  • Составьте текст задачи, предполагающий персонализованные заявки: задайте вопросы, ответы на которые хотите знать до своей реакции на заявку. Не переусердствуйте: часто подрядчик не Лев Толстой, и составление текстов не является его основной специализацией. Разговорить подрядчика в интересах определения квалификации — Ваша задача. Польза от «кодового слова для фильтрации ботов» переоценена: это не поможет определить ни заинтересованность специалиста Вашим проектом, ни его способности.
  • Не стоит начинать описание задачи со слов «я ничего в этом не понимаю» — это лишь привлечёт к проекту внимание авантюристов. Ваша квалификация и степень вовлечённости должны интересовать подрядчика только в целях раскрытия задачи. При этом раскрытие задачи — Ваша работа. Сделайте выбор в пользу подрядчика, прилагающего усилия для исключения разночтений в техническом задании до начала фактической работы. Отдавая в работу недостаточно подробное ТЗ, будьте готовы к тому, что часть задачи разработчик поймёт по-своему. Помните, что в цивилизованном мире для составления тех.задания нанимают профильного специалиста.
  • При необходимости ведения устных переговоров не используйте мессенджеры, предпочтите мобильную связь. Уважайте подрядчика со «старым» кодом региона оператора связи.
  • Не экономьте. Если Вам предложена смета, вчитайтесь в каждый её пункт. Скорее всего, обоснование частично прояснится даже в отсутствие понимания Вами механики решения задачи.
  • Для создания оригинального механизма — не имеющего аналога (образца) — предпочтите подрядчика, избегающего бравирования знаниями в области, обозначенной конкретизированными брендами: следует различать технологии/языки программирования и существующие популярные серверные и клиентские продукты. Когда портфолио подрядчика наполнено однотипными проектами, созданными на базе одного и того же решения, теряет значение стаж: когда этот же продукт будет предложен для решения Вашей задачи, отнеситесь к этому с осторожностью, поскольку он может быть выбран не столько из-за идеального соответствия решаемой задаче, сколько из-за ограниченности навыков соискателя. Внедряя разработки третьих лиц по инициативе подрядчика, выясните, примет ли он на себя ответственность в случае сбоя таких разработок, и почему не примет. Подрядчик может попытаться внедрить сторонний продукт, не поставив Вас в известность: пресекайте такую возможность условиями задачи. Если, конечно, для Вас имеют значение: юридические нюансы дальнейшего использования Вашего проекта, его стабильность, его поддержка и развитие.
  • Опасайтесь подделок. Не совершайте авансовых платежей, не убедившись в способности подрядчика к решению задачи. Будьте внимательны к словам подрядчика: старайтесь разобраться в том, относятся ли они к работе по задаче — или же к «обработке клиента». Будьте готовы к прекращению контакта с потенциальным подрядчиком и возобновлению поиска соискателей в любую секунду. Спровоцируйте мошенника на прекращение контакта. Обратите внимание: настоящий подрядчик перенесёт обсуждение проекта в мессенджер только по Вашей инициативе — соискатель может предложить сделать это в целях дальнейшей недоказуемости переписки. Даже если сайт будет на Вашей стороне в случае мошенничества, банк — навряд ли. Если подрядчик не предоставляет работу для проверки бесплатно, это его право; в этом случае только прояснение квалификации поможет сделать правильный выбор.

12 комментариев

Freelanec
Не люблю, когда заказчики звонят на телефон. Толку от этого ноль, а сослаться потом не на что. Ещё, когда в рабочей области написано. Читаешь и делаешь.
Freelanec
# Ещё, когда
Проще, когда…
docZoidberg
Вот поддерживаю тремя руками. Я обычно вежливо выслушиваю, а потом прошу все что наговорили продублировать текстом. Ссылаюсь на то, что у меня редкое заболевание — потелефонузабывайтус.
janka13
Про телефон поддерживаю всеми четырьмя лапами ;) До сих пор адекватное общение по телефону с заказчиком у меня было только в том случае, когда нужно уточнить, в каком месте и в какое время мне передадут объекты для съемки. Все остальные беседы были продолжительным оттаптыванием моих ушей ;)
Freelanec
  • «Реальный подрядчик, прочитавший текст Вашего проекта, не проигнорирует возможность обозначить это в заявке. Однако к признакам такого обозначения не относятся ни упоминание Вашего имени, ни повторение заголовка проекта, ни слова «я прочёл текст задачи». Предпочтите подрядчика, начинающего обсуждение проекта на этапе составления заявки.»    С этим согласен. Часто вижу ответы, всем известного профессионала по логотипам. Ни разу не видел, чтобы он по имени заказчика назвал (может посмотрел).
Monika_Freelancer
Со многим согласна. Но телефон. Тут просто жара. Никто никогда НИ РАЗУ не говорил со мной по существу. Вода, реки и океаны разливались потоками никак не касаясь главной темы. 

И самое интересное, что любители созвониться, еще и не дают слова вставить. То есть, задать вопрос, нереально. Тут надо, либо грубо оборвать словесную «магию» о великолепии компании заказчика, либо и вовсе отключить телефон=))

Считаю, что созвоны актуальны, на крупные проекты и то, если уже не первый раз раотаешь с заказчиком. 


multik2010
Если человек не может выразить мысль на бумаге, то он ее вряд ли внятно выразит по телефону ИМХО
janka13
Не всегда. По телефону есть шанс подтолкнуть собеседника к выражению мысли, если задавать ему конкретные вопросы. Но бывают случаи, когда и этот вариант не прокатывает ;)
techmanage
Благодарю за ваши комментарии. Верно говорят, что первый коммент прочтут скорее, чем саму статью :)

Поскольку каждый высказавшийся пишет о том, что «ой нет, я созваниваться не стану», хотел бы заметить, что текст обращён к заказчику, не к фрилансеру. Относится, прежде всего, к созданию программных продуктов — полёт воображения заказчика при обсуждении дизайна логотипов не рассматривался. По собственному опыту, когда заказчик программы не в силах грамотно составить тех.задание, выслушать его взгляд на задачу — это единственный способ понять её.
Ну и, в-последних, тезис о мобильной связи начинается с оговорки «при необходимости»: статья не призывает к устным переговорам, лишь обращает внимание на то, что встретить аккаунт-однодневку в интернет-звонилках проще, чем одноразовую симкарту.